line decor
  
line decor
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал "Промышленная и экологическая безопасность"

 

 

Инвестирования в реконструкцию и модернизацию теплоэнергетики
  и комплекса ЖКХ муниципальных образований Кубани.

Основные проблемы ЖКХ и теплоэнергетики

Жилищно-коммунальный комплекс муниципальных образований Краснодарского края является одной из самых больших  и важнейших отраслей экономики, отвечающей за комфортность жизнеобеспечения населения края. Отрасль имеет солидный потенциал для успешного развития, является естественной государственной монополией, в которой на сегодняшний день практически отсутствует конкуренция и частный бизнес. Предоставляемые администрацией Краснодарского края гарантии в целевом использовании инвестиционной составляющей тарифа, а так же прозрачность тарифообразования создают реальную возможность планирования долгосрочных перспектив окупаемости инвестиционных вложений. Это особенно актуально в настоящее время в условиях кризиса, последствия которого в полной мере ощутили на себе предприятия ЖКХ и ТЭК. В последние годы в Краснодарском крае идет стабильная тенденция к увеличению энергопотребления, в том числе потребления тепла и вода. Это связано с бурным экономическим ростом на Кубани, созданием значительного объема новых производственных объектов, развитием инфраструктуры, жилья, реконструкцией и вводом в эксплуатацию ранее построенных объектов.
Теплоэнергетическая отрасль является одной из самых проблемных во всем комплексе ЖКХ края. Годовая выработка тепла на Кубани составляет 12 млн. Гкал. В крае 85% котельных работают на природном газе, остальные – на мазуте и твердом топливе. Средний уровень износа теплогенерирующего оборудования и теплотрасс составляет 70%.
62 % котельного оборудования находится в эксплуатации порядка 30 лет с момента их ввода в действие. 24 % тепловых сетей эксплуатируются свыше 25 лет.
Необходимо отметить, что с каждым годом уменьшаются и без того ограниченные финансовые возможности теплоснабжающих предприятий, что не позволяет в полном объеме уже сейчас проводить мероприятия по реконструкции и модернизации теплоэнергетического комплекса.
Основной проблемой для администраций муниципальных образований и городов является перевод на рыночные формы управления комплекса ЖКХ в сфере организации электро-, тепло-, газо,- и водоснабжения.
Объем средств, выделяемый из различных уровней на финансирование ЖКХ, в соответствии с политикой в Российской Федерации постоянно снижаются. Имеющиеся финансовые ресурсы не позволяют в полном объеме производить качественный, надлежащий ремонт, вводить новые объекты тепло -, энерго -, и водоснабжения.
 За годы реформ в сфере ЖКХ сложились некоторые неверные стереотипы. Так, ошибочно считается, что требуются весьма значительные централизованные финансовые ресурсы, способные обеспечить создание базового уровня состояния ЖКХ.  Это мнение формировалось самой структурой ЖКХ для увеличения дотаций, что в настоящий момент привело к ухудшению инвестиционного климата и усложнению  получения кредитов. У финансистов сформировалось мнение, что ЖКХ это та «Черная дыра», в которую постоянно требуется вливание в виде безвозвратных средств.
 В соответствии с Программами, разработанными Правительством Российской Федерации, в сфере ЖКХ в качестве механизмов их реализации предполагается:

- максимальное сокращение  затрат Федерального Бюджета;
- 100%  оплата населением жилищно-коммунальных услуг;
- резкое сокращение предоставляемых льгот;
- субсидирование низкооплачиваемых групп населения;
- введение конкурентной среды в коммунальном обслуживании.

 Другими словами, институциональные и управленческие решения способны без первоначальных государственных затрат изменить ситуацию в самой затратной отрасли, находящейся в критическом состоянии.
В ходе реализации реформы ЖКХ появилось ошибочное мнение, что 100% оплата населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг приведет к резкому увеличению тарифов на эти услуги для населения. В действительности, перевод на 100% оплату  приводит к интенсивной установке населением счетчиков и, как следствие, снижение общей суммы платежей за потребленные услуги ЖКХ. У поставщиков услуг объективно возникает проблема оплаты потерь (газ, электроэнергия, вода).
Реальной становится необходимость в срочном порядке проводить глубокую реконструкцию всего комплекса ЖКХ, особенно, что актуально для Краснодарского края, теплоэнергетического комплекса.
Для решения вышеуказанных проблем были приняты Законы: ФЗ № 210 2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ФЗ № 185 от 21.04.2006 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
В этих законах четко прописан весь механизм реализации реконструкции комплексов ЖКХ муниципальных образований и городов. Основным источником финансирования модернизации комплекса ЖКХ является надбавка к тарифам (инвестиционная составляющая) ст.2 п.12  ФЗ №210 2004 г., которая рассчитывается на основе разрабатываемых в муниципальных образованиях Программ в соответствии с ст.2 п.5, ст.11 п.5, ст.2 п.6, ст.2 п.12, ст. 9 п.2, ст.7 п.2.
Без реализации, к примеру, Программы «Энергосбережения» МО, города, субъекта Федерации, невозможно сохранить уровень платежей населения за ЖКУ в условиях постоянного роста цен на энергоносители: газа, электроэнергии, и, как следствие,  воды, которые в свою очередь являются основным сырьем для получения такого продукта ЖКУ, как тепло и горячая вода.
Целью разработки и реализации вышеуказанных программ является устойчивое социальное экономическое развитие МО и городов при неизбежном росте тарифов на ЖКУ. После  реализации программ люди станут платить не по завышенным нормативам, а за реальное потребление. Подобное явление можно видеть на современном Западе.

 

Пути решение проблем ЖКУ через реализацию требований закона РФ №210 и №185 в МО

Закон РФ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» требует для разработки надбавки (инвестиционной составляющей) в тарифе разработать в муниципальном образовании следующие программы:
« Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования», (ст.2,п. 5, ст. 11 п. 1., п.2, ст. 10.п.1).


Содержит:
1. Конкретный перечень организационных и технических мероприятий.
2. Механизмы реализации программы.
3. Источники финансирования:
- бюджетные – уровень бюджета при бюджетном финансировании;
- внебюджетные – механизмы привлечения финансов.
4. Расчет баланса производства и потребления исходя из:
- платежеспособности потребителей;
- социальных норм;
- возможностей бюджета города.
5. Рост \ снижение потребностей населения и предприятий.
6. Рамки (величины) надбавок к тарифам для каждого коммунального предприятия.
7. Программа энергосбережения.

«Инвестиционная программа» - расчет финансовых потребностей и порядок финансирования необходимых для реализации мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры (ст. 2 п. 6, ст11.п.3,).
Источником реализации вышеуказанных программ является рассчитанная надбавка в цене (тарифе), которая устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ коммунального комплекса (ст. 2. п.12). На сегодняшний день сложилось ошибочное мнение, что  эта надбавка является дополнением к существующему тарифу, то есть, дополнительная плата рассчитанного тарифа.  На самом же деле, в ходе разработки вышеуказанных программ эта надбавка рассчитывается из источников, находящихся внутри тарифа, существующего на сегодняшний день.  Основа – энергосбережение, появляющееся при реконструкции старого оборудования и сетей.
Энергосберегающая составляющая рассчитывается в ходе разработки следующей программы – Программы «Энергосбережения» (ст.7п.3)
Организация коммунального комплекса (предприятия) разрабатывает на очередной период действия тарифов «Производственную программу», которая в свою очередь определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации (ст.9.п.2). Данная программа включает:
- обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых предприятием услуг в соответствием с требованием Законодательных и нормативных актов РФ;
- план мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия, повышающих качество услуг, и мероприятия по реконструкции эксплуатируемых этим предприятием систем коммунальной инфраструктуры (ст. 7. п.2).
Закон РФ № 210 – ФЗ четко увязывает между собой алгоритм действий вышеуказанных программ в достижении цели модернизации и реконструкции жилищно-коммунальных и теплоэнергетических комплексов муниципальных образований и городов. Их реализация позволит стабилизировать, а впоследствии и снизить тарифы на услуги ЖКУ, давая при этом реальные и ощутимые результаты в уменьшении расходов населения и бюджета МО и города.

Графическое отображение экономии в результате реализации закона

ФЗ-210  2004г. в МО на примере города с населением в 500 тыс. человек.

В настоящее время нашей компанией  и партнером - инвестиционной компанией «GOLDEX Group» (Швейцария) ведется работа в муниципальном образовании Кореновский район Краснодарского края по разработке программ в соответствии с ФЗ №210 2004г и дальнейшей их реализации с привлечением инвестиций.
Совместная работа непосредственно с инвестором, который активно участвует на всех этапах работы, позволяет достигать прозрачности, определить инвестиционную привлекательность всего проекта. При такой системе работы инвестор точно знает, сколько и во что вкладывать средств, видит окупаемость проекта (возврат вложенных средств) и сроки получения своей прибыли. Конечно, не все идет так гладко, как хотелось бы, но это естественный рабочий процесс. Все возникающие проблемы решаются в рабочем порядке. Проект предполагается реализовать в полном объеме в течение семи лет. Предварительный расчет определяет стоимость всего проекта 500 млн.руб.
Наша компания приглашает к сотрудничеству все администрации муниципальных образований Краснодарского края, заинтересованных в реконструкции комплексов ЖКХ и теплоэнергетических комплексов.


 

Ждем Ваших предложений.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

 

Генеральный директор ООО «ИТК-Энерго» 

Павленко Семен Владимирович

 


 
 
               
Hosted by uCoz